• Главная
  • Новости
  • «3-е сентября, превед-медвед и кошки с голосом Шуры Стоун»: как появляются популярные интернет-мемы?

«3-е сентября, превед-медвед и кошки с голосом Шуры Стоун»: как появляются популярные интернет-мемы?

  • 08.02.2022
Поделитесь с друзьями

Почти каждый день мы сталкиваемся с новыми интернет-мемами. Некоторые из них находим сами, другие - присылают друзья. Но откуда вообще берутся мемы, и почему они так заразительны? На эти и другие вопросы мы постарались ответить вместе с Викторией Мерзляковой. 

фото на сайт.pngВиктория Мерзлякова - культуролог, специалист по популярной культуре и коммуникации. Доцент факультета культурологии РГГУ и кафедры культурологии и социальных коммуникаций ИОН РАНХиГС, один из авторов «Словаря языка интернета. Ru».  

— Что вообще такое мем и насколько тесно он связан с интернет-средой? 

Вообще, само понятие «мем» намного старше, чем может показаться интуитивно. Этот термин был предложен британским ученым Ричардом Докинзом еще в конце 1970-х. Кстати, заметьте, сегодня сама фраза «британские ученые», волею журналистов, злоупотреблявших ей с рассказами о чудаковатых открытиях, стала мемом. Но в данном случае - Докинз совершенно серьезный ученый-этолог и биолог. Его идея построена на параллели с генетическим кодом, применительно к социально опосредованной информации. Так же как гены содержат в себе данные о человеке, так мемы являются единицами информации о культуре, обычаях, традициях, которые передаются следующим поколениям. В процессе передачи единиц-мемов происходит своеобразный эволюционный отбор, мутации, селекции - все как с генным кодом. А какие-то структуры остаются неизменными. Но нам сегодня ближе понятие интернет-мема. Тоже небольшого фрагмента информации, передаваемого от пользователя пользователю. Обычно это небольшая шутка. Она может быть представлена в виде картинки с подписью, текста, небольшой gif-анимации, микро-диалога и в других формах. 
новость-2.png
Ссылка на источник

Если продолжить пользоваться метафорами из биологии, говоря о распространении мемов, можно обратиться к образу вируса и эпидемии - когда носители информации разносят ее дальше своему окружению. Если же говорить языком, более близким лингвистам, мем представляет собой некий прецедентный текст, то есть некий текст, известный членам определенной группы. Еще одной отличительной чертой интернет-мемов является возможность, заложенная в самой структуре мема, для креативного изменения: когда мы видим целые серии мемов, построенных таким образом, что часть сообщения остается неизменной, а другая меняется. Например, фотография с котами и разные подписи про Наташу. Или кадр из фильма «Властелин колец», одинаковая всякий раз фраза «Нельзя просто так взять и..», но различные продолжения этой фразы, дающие нам различные контексты. 

— Учитывая, насколько популярно общение при помощи мемов, можно ли их причислить к массовой культуре? 

Да, мемы сегодня важная часть массовой, популярной культуры. Так же, как и хэштег-кампании, челленджи и другие специфические способы сетевой коммуникации. Это востребованный тип шуток, часто используется и как прием распространения какой-либо информации, например, в ситуационном маркетинге. Кроме того, у мема важное значение в создании эмоционального фона коммуникации. Помните, наверняка у каждого есть такие знакомые в мессенджерах, которые ничего не пишут, но исправно шлют смешные картинки.

— А что может стать мемом и какими характеристиками он должен обладать? 

Знаете, сегодня даже говорят о меметичности контента, как характеристике, которую можно изначально подразумевать при создании контента. В таком случае, нередко обращаются к проверенным приёмам: гипертрофированная мимика, смешные позы, жанровые сценки, к которым можно придумывать разные подписи, меняя контекст и значение. Смешные дети, котики и прочие «мимими»-объекты. Однако, часто мемы рождаются спонтанно, благодаря случайности, наблюдательности и креативности пользователей. 

— Существуют ли какие-то определенные типы мемов, исходя из их многообразия? 

Среди типов мемов можно выделить отдельные виды – демотиваторы. Обычно картинка/фото на черном фоне с подписью. Устойчивые картинки-реакции, сегодня их часто собирают в целые стикер-паки - серии, когда серия картинок одного героя собирает различные типы эмоциональной реакции. Такие упаковки могут устанавливаться в мессенджеры. Бывают одинаковые картинки на простом цветном фоне. Часто такие картинки используют для серий шуток «Типичный Х», например, в центре типичная учительница и типичные «учительские» фразы вроде «а голову ты дома не забыл?», «Скажи нам всем, вместе посмеемся». 
новость.png
Ссылкана источник

К своего рода мемам можно отнести и отдельные аудио-фрагменты. Они стали особенно популярны с развитием тик-тока, потому что именно эта сеть предложила поиск по аудио. Какая-нибудь фраза или строчка из песни может многократно использоваться другими пользователями, как бы инсценирующими с этой фразой какую-то сценку в своих видео. Или можно просто использовать эту фразу, например, накладывая на видео с котом или собакой маску с говорящими человеческими губами. Лучше просто один раз увидеть такую говорящую голосом Шуры Стоун (популярный блогер — прим.ред.) кошку, чтобы понять о чем речь. 

— Многие мемы действительно пользуется большой популярностью и некоторые социальные сети ежегодно составляют рейтинг самых главных мемов. Какие факторы влияют на популярность мема? И как долго в связи с этим может продлиться его популярность?
  
Я уже сказала про какие-то универсальные принципы привлекательности, построенные на эмоциональном отклике аудитории. Или на узнавании, близости содержания. Помните слово «жиза» в реакции пользователей, которые узнают разыгранную в шутке ситуацию и спешат ей поделиться. Всякий раз у мема срабатывает так называемый фактор прилипчивости. Иногда он строится на какой-то ошибке. Как в меме про котов и рыбов. 
Жизнь мема определяется стойкостью узнавания и актуальностью контекста. Какие-то шутки живут ситуативно, пока актуальна новость, ассоциация, навеянная повесткой дня. Какие-то пропадают и появляются циклично, например, приближаясь вместе с 3-м сентября. Бывают мемы-долгожители, типа «Превед-медвед!» - понимание таких шуток обычно выдает возраст пользователей и солидный стаж жизни в сети.

====