• Главная
  • Новости
  • Всё, что нужно знать об искусственном интеллекте в креативных индустриях: новая программа ИОН

Всё, что нужно знать об искусственном интеллекте в креативных индустриях: новая программа ИОН

  • 08.04.2024
Поделитесь с друзьями

Нейросети активно внедряются в современное медиапространство, а представители креативных профессий уже отдают часть бизнес-задач технологиям искусственного интеллекта (ИИ). Руководители программы бакалавриата «Цифровые коммуникации и искусственный интеллект» Института общественных наук Сергей Дубровский и Ксения Шевченко рассказали о том, как ИИ помогает специалистам в сфере медиа усилить свои профессиональные компетенции

Как применять искусственный интеллект в рекламе сегодня?

Сергей Дубровский: Искусственный интеллект — это инструмент, который легко адаптируется под задачи рекламы. По сути, мы имеем дело с набором инструментов, который работает быстрее и эффективнее, чем ПО старого поколения. Если мы говорим о прикладной стороне вопроса, то ИИ в рекламе применяется давно. Это создание визуального контента, текстов, обработка видео и аудиоматериалов, построение стратегий. Наша задача — научить студентов пользоваться этим прикладным инструментом.

Искусственный интеллект может облегчить рутинную работу, а как он справляется с креативными задачами?

Сергей Дубровский: На самом деле, креативные задачи могут быть вполне рутинными. Написание креативной концепции — это всегда идея и её оформление по образцу. Там, где мы сталкиваемся с работой по шаблону, ИИ выступает отличным помощником, который может упаковать идею в продукт. Если же говорить про креатив в чистом смысле этого слова, часто креативщики сталкиваются с тем, что нужно «подумать о ком-то». ИИ может быть прекрасным собеседником и критиком, который подсвечивает слабые стороны идеи и даёт понять, как их можно усилить.

Ксения Шевченко: Хотя ИИ обладает потенциалом привносить новое в сферу творческих индустрий, важно понимать его ограничения и пределы. Выполняя определённые задачи быстрее и экономичнее, ИИ не способен на чистое творчество и напрямую зависит от участия человека.

Какие виды задач медийщика можно делегировать искусственному интеллекту? 

Сергей Дубровский: Делегировать ИИ можно совершенно любую задачу, но мы не сторонники такого подхода. Представьте, что вы сидите за компьютером: чем лучше вы знаете устройство и логику работы операционной системы, тем более продвинутый вы пользователь. С ИИ то же самое: задача заключается не в том, чтобы освоить инструмент ИИ, а в том, чтобы понять логику его работы. Такой подход позволяет не просто пользоваться инструментом, а делать из нейросети «второго пилота». С другой стороны, при такой механике работы мы понимаем слабые стороны ИИ и комбинируем его с другими инструментами.

Какие неочевидные способы применения ИИ в рекламе связях с общественностью существуют? 

Сергей Дубровский: Спектр возможностей ИИ очень широкий: аналитика, создание контента, производство идей через визуализацию разрозненных мыслей, расшифровка, создание и оформление визуального и аудиального материала, обработка большого количества данных. Кроме этого, ИИ может анализировать текущие тенденции и предсказывать будущее, позволяя более эффективно планировать рекламные и PR-кампании. Также ИИ способен анализировать эмоциональную окраску отзывов пользователя и определять реакцию аудитории на конкретные продукты или события. Наконец, ИИ может помочь в сегментации целевой аудитории, облегчить процесс планирования и проведения таргетированных рекламных кампаний.

Искусственный интеллект традиционно воспринимается как что-то техническое. Подойдёт ли новая программа гуманитариям?

Сергей Дубровский: Задолго до появления доступных инструментов искусственного интеллекта я любил говорить своим студентам, что мир прежним уже не будет — вне зависимости от направления мысли. Искусственный интеллект — это не только инструмент, но и теоретическое вдохновение и ресурс для воображения. Исследование и применение ИИ — новое поле для развития междисциплинарности, а также возможность находить и создавать новое.

В чём будет заключаться профессиональное преимущество выпускников этой программы?  

Ксения Шевченко: Преимущество учащихся, которые выберут нашу программу, — в сочетании классического образования с цифровым. Мы учим студентов по-новому смотреть на уже ставшие традиционными задачи пиарщика или рекламщика, то есть расширять и обновлять творческие подходы в работе. Также специалисты с такими компетенциями более результативны, что ценится среди работодателей, и могут претендовать на более высокий уровень заработной платы.

Сергей Дубровский: Мы живём в постоянно меняющемся мире с новыми вызовами. Наша задача — обучить студентов, которые будут готовы на фундаментальном уровне справляться с этими вызовами. Мы нацелены на подготовку специалистов в сфере коммуникаций, которые будут понимать логику и принципы работы искусственного интеллекта. Таким образом, наши выпускники смогут внедрять инструменты ИИ и машинного обучения в профессиональную деятельность и тем самым улучшать эффективность и скорость своей работы.

Нейросети довольно быстро обучаются и обновляются несколько раз в год. Станет ли это препятствием для получения действительно актуальных навыков работы с ИИ?

Сергей Дубровский: Если мы говорим об искусственном интеллекте, то нейросети — это лишь верхушка айсберга. Мы планируем погрузиться в них на глубоком уровне: исследовать их принципы работы, основываясь на технологиях машинного обучения. Самое главное в этом — понять, как работает механизм, вне зависимости от того, сколько обновлений он получит.

С какими нейросетями и языковыми моделями будут работать студенты?

Сергей Дубровский: Мы будем работать как с популярными нейросетями, например, ChatGPT, так и с более редкими — Mistral. Кроме того, мы попробуем сочетать работу в Midjourney и Stable Diffusion, Whisper и GPT для профессиональной и исследовательской деятельности. Также рассмотрим Runway и Stable Video Diffusion.
 
В процессе обучения нас будет интересовать внутренняя логика работы нейросетей, что позволит комбинировать различные инструменты на практике. Ещё один неотъемлемый элемент обучения — оценка эффективности и результативности различных нейросетей и языковых моделей. Это поможет студентам узнать, какие технологии и подходы наиболее эффективны в конкретных контекстах и как они влияют на конечный результат. И, конечно, будем рассматривать этические аспекты при разработке ИИ-решений и воздействие искусственного интеллекта на общество. 

Какое специализированное ПО помимо нейросетей освоят студенты?

Сергей Дубровский: Помимо нейросетей студенты будут работать с текстовыми и табличными редакторами, инструментами для создания презентаций, а также Photoshop, Illustrator, Figma и аналогами. 

На старших курсах студенты могут сузить свою специализацию, выбрав один из трёх профилей: «Коммуникации в государственном секторе», «Цифровой маркетинг» и  «Управление брендом». Расскажите подробнее о каждом.

Ксения Шевченко: Сфера коммуникаций — одна из самых быстрорастущих на рынке, поэтому спрос на специалистов высокий. На практике мы видим, что органы публичной власти активно наращивают своё присутствие в социальных сетях, развивают нативные форматы работы с гражданами. Показательный пример — сайт mos.ru и портал Госуслуг. На подобную практику направлен профиль «Коммуникации в государственном секторе». «Цифровой маркетинг» подойдёт тем, кто хочет способствовать росту бизнеса через комплексное продвижение компании. Задача маркетолога — разбираться во всех направлениях (SEO, контент-маркетинг, контекстная реклама) и выбирать наиболее оптимальное. Часто именно маркетолог выступает основным координатором цепочки узконаправленных специалистов, задействованных в продвижении продукта: контент-мейкеров, дизайнеров и веб-разработчиков. Профиль «Управление брендом» будет актуален тем, у кого есть свой бренд и кто стремится выстроить комплексное управление им: от создания до запуска и развития. И всё это, конечно, с использованием передовых цифровых инструментов. 

Приведите примеры использований ИИ в каждой из этих сфер профилизации.

Сергей Дубровский: В сфере коммуникаций в государственном секторе ИИ способствует повышению доступности и инклюзивности информации, анализирует общественное мнение и выявляет тренды, используя данные из социальных сетей, обрабатывает обращения граждан. Всё это позволяет государственным органам принимать более обоснованные решения. В области цифрового маркетинга ИИ открывает возможности для персонализации контента и рекламы: сегментирует аудиторию, предлагает релевантные материалы, прогнозирует поведение потребителей, предсказывает тренды на основе анализа больших данных, обеспечивая компаниям конкурентное преимущество. В сфере управления брендом ИИ отслеживает репутацию бренда, помогает в разработке креативных материалов, экономя время живого специалиста на подготовку текстов и визуального контента. Благодаря ИИ бренды повышают лояльность клиентов и настраивают коммуникации с большей точностью. Так, ИИ открывает новые возможности для развития проектов, делая их более конкурентоспособными и эффективными.

====